«Моя мечта - умереть...»
На новогоднем празднике в прошлом году Вика (справа) радовалась жизни.
Фото: из архива подруги Вики
13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо?
Елена РОГОЗИНА — 24.12.2007
Эта история уже потрясла своей загадочностью небольшой вятский городок Омутнинск.
«В прошлой жизни я была: либо ведьмой, либо охотником на ведьм», - последняя запись в дневнике 13-летней Вики. Вечером рокового 8 ноября ничто не предвещало беды. Девочка, как обычно, сидела в своей комнате и что-то писала, ее мама - Любовь Вениаминовна собиралась в магазин. А когда через сорок минут вернулась с покупками домой, дочь была уже мертва.
Вика повесилась на шарфе в прихожей - нелепо, дико и как-то буднично.
"Какая любовь? У нее даже парня не было!"
- Перед моим уходом она была в хорошем настроении. Попросила купить ей распрямитель для волос! - заходясь слезами, объясняла после следователю мама девочки.
На допросах, родственники, одноклассники, учителя семиклассницы в один голос утверждали: Вике никто не угрожал. Девочка вообще слыла очень веселой, не то что врагов - недругов не было. И в школе вокруг семиклассницы подозрительные личности тоже не «ошивались».
- Может, неразделенная любовь? - переспрашивала у подружек милиция.
Но и эта версия не подтвердилась никак.
- Я знаю Вику с первого класса, она была такая задорная, - тяжело вздыхает подруга Лена. - Не пила, не курила, парня у нее не было - я бы знала. Она ни с кем не ссорилась! Разве что с мамой. Вика рассказывала, что мама не доверяла ей - все время опекала, указывала, что нужно делать, а что нет. Например, уйдем мы на танцы, а Любовь Вениаминовна придет в клуб и смотрит: там Вика или нет?
Роковая дискотека / «Ну, наконец-то, ты куда-то пошла!»
За пару недель до самоубийства Вика простыла. Всю болезнь просидела дома, даже праздновать окончание четверти в школе не стала. Но 7 ноября, когда пошла на поправку, мама разрешила дочери сходить на дискотеку с подругами.
Вернулась девочка домой не поздно, веселая, все щебетала маме о том, как хочет в школу. В роковой день Вика никуда не ходила, с подружками не виделась. Мама, как обычно пришла после работы, накормила дочку ужином. А потом собралась в магазин.
- Ну, наконец-то, ты куда-то пошла, - сказала ей в след девочка.
Мама особого значения этим словам не придала. А это были последние слова от ее горячо любимой дочурки.
Она любила оставаться дома одна…
Училась девочка средне, даже четвертные отметки бывали плохими. Но девочку они не расстраивали. Ластиком в дневнике от мамы она «двойки»-«тройки» не затирала. А вот Любовь Вениаминовна из-за дочкиных оценок расстраивалась и ругала Вику.
- Как-то Вика сказала мне, что любит оставаться дома одна, - вспоминает классная руководительница девочки Екатерина Александровна. - Меня, помню, это сильно еще удивило, ведь девочка была веселая и общительная. Я бы даже сказала чересчур. С мамой ссорилась - из-за ее постоянной опеки. Любовь Вениаминовна дочку очень любила. Самоубийство дочери для нее - страшный удар. Она даже в квартире сейчас не может находиться. Переехала жить к своей маме.
«Я так за дочку боялась!»
- Я следила за Викой, потому что мне часто снились сны, в которых я ее теряла. Я так за дочку боялась! - еле слышно говорит мама девочки Любовь Вениаминовна. - А еще это увлечение ее тяжелой музыкой... Часто слушала немецкую группу Tokio Hotel, по телевизору их клипы смотрела. Но они же поют о смерти, телесных страданиях, мучениях! Снимают ролики о том, как падают с высоты. Я не хотела, чтобы Вика слушала такое, отговаривала не крутить эту музыку. Но она не слушалась.
В дневнике девочки мама нашла стихи - отнюдь не жизнеутверждающие.
В начале года Вика общалась с психологом в школе. Поведение ребенка насторожило педагога и она решила поговорить с мамой. Но та, несмотря на беспокойство за дочку, так и не пришла на встречу.
- Не скажу, что Вика была общительной, по душам никогда ни с кем не разговаривала, - вспоминает школьный психолог Марина ИСУПОВА. - О том, что у девочки какие-то проблемы мне подсказывала интуиция. Как-то раз я увидела ее не в настроении и спросила, что случилось. Вика ответила, что все в порядке. Хотя могу сказать, что с начала этого учебного года семиклассница стала задумчивой, больше погружалась в свои мысли. О ее любимой группе я узнала только после трагедии.
Здесь отмечу, что Tokio Hotel - одни из идеологов культуры эмо. Пропагандируют постоянное пребывание в печали. Какие бы радостные события не происходили вокруг эмо-кидов (детей, принявших эту культуру), они находят в них отрицательную сторону и повод для грусти. Эдакие современные Пьеро. Одеваются, правда, не в белое, наоборот - во все черное, дополняя имидж каким-нибудь ярким аксессуаром. Например, ярким шарфом, футболкой или ярко-окрашенной прядью волос, лаком на ногтях. Психологи говорят: некоторые эмо-киды склонны к суициду.
- У нас немало подростков, увлекающихся музыкой эмо. Она как будто зомбирует детей, заставляет их глубоко погрузиться в собственное сознание, - говорит психолог Марина Владимировна. - По внешнему виду Вики нельзя было сказать, что она 100-процентный эмо-кид. Пирсинга не было, в черное не одевалась, цвет волос сохраняла естественный. Но изменение внутреннего состояния точно было. Кроме того, наверное, сыграл свою роль так называемый «эффект заражения». В сентябре этого года в другой школе Омутнинска повесился десятиклассник. Причины его самоубийства не знаю, но поклонником эмо-музыки он был точно.
Вика Галанцева, выходит, тоже принадлежала к эмо-кидам? Да, постоянно в черное она не одевалась. Но, как подтверждают сегодня подруги и одноклассники, наедине с собой часто грустила и думала о смерти. После самоубийства мама нашла в дневнике дочери такие стихи: «Я не могу так жить... прощайте все: это, панки, готы... Ох, лучше б в жизнь мою не лезли, и я осталась бы жива! И знайте! Я была права!»
О дневнике до смерти дочери мама Вики не подозревала вообще. Его в вещах девочки нашла следователь.
В классе еще были поклонницы Tokio Hotel
Увлечение эмо-группой Вика «привезла» минувшим летом из Москвы.
- На каникулах внучка ездила к отцу в Подмосковье, а потом к дяде в столицу, - сквозь слезы вспоминает бабушка семиклассницы Лидия Васильевна. - Родители развелись, когда Вике было два года. В последнее время внучку я видела редко. А когда приходила к ним, особо с Викой не общались: она ведь «уткнется» в телевизор и молчит.
Кстати, Вика была не единственной поклонницей эмо-группы Tokio Hotel в классе. С подругой Лизой девочка хотела создать свою группу. Хотели даже записаться на курсы игры на гитары.
- Как-то мы на уроке разговорились, и Вика сказала, что хочет умереть. Но так, чтоб никто не присутствовал при ее смерти. Причину не назвала. Сказала только, что никого не любит, - поделилась одноклассница девочки Гюнай. - А в анкете, что я ей давала заполнить (ред. - обычные тетрадки, которые дети пускают по кругу: что любишь, что нет и пр.) в графе «Мечта» Вика написала «Умереть...».
Следователи выясняли, нет ли доведения до самоубийства. Нет. Вику никто не вынуждал заматывать на горле петлю. Но не могла ли стать эмо-философия современных Пьеро стать причиной трагедии? И не перерастет ли «местячковая» проблема омутнинской девочки в массовую ,если мы не перестанем обращать на это внимание?
В анкете Вика признается однокласснице, что хочет умереть.
Кстати говоря, сейчас волна подростковых самоубийств затронула не только Кировскую область, но и прокатилась по всей России. Подобная история недавно потрясла столицу Сибири Новосибирск. Там 17-летняя эмо Алена Дикарева спрыгнула с моста, якобы из-за того, что ее родители не пустили в Питер на концерт любимой "темной" группы "Психея" ("Новосибирские подростки «играют» в суицид. Часть 4")